В семь лет меня отдали в музыкальную школу. Не знаю, как так вышло. Дело давнее, уже и не упомнишь. Наверное, сам попросился. Из любопытства. Я всегда был очень любопытным.
Оказалось, музыкальная школа — это сложно. Не потому, что у меня что-то не получалось. У меня как раз очень хорошо получалось. Но выяснилось, что нужно заниматься. Желательно каждый день. Желательно без выходных. Желательно по два часа. Лучше больше. На каникулах тоже желательно не останавливаться. Особенно на летних, а то все забудешь. Желательно.
Я ненавидел заниматься подолгу. Игра на фортепиано не похожа на решение задач по математике. У тебя нет шансов понять, догадаться и сократить путь к результату. Ты не можешь сделать все быстро. Даже если учение дается легко, ты должен методично работать, пройти все вехи и только тогда получить полезные навыки. Хочешь научиться играть — тренируйся.
Наверное, если бы я мог посидеть часик и сразу блестяще сыграть «Лунную сонату», я бы относился к процессу иначе. Но я не мог, а очередной выученный этюд не казался мне достойной наградой за страдания. Мне нравился Чайковский, но опять выяснилось, что даже «Детский альбом» не такой уж и детский.
Еще я с ужасом понял, что преподавательница права: учиться музыке это не как учиться ездить на велосипеде. Можно научиться в детстве, через сорок лет сесть на велик и поехать, навык с тобой на всю жизнь. С музыкой не так. Перестаешь заниматься музыкой регулярно, и навык улетучивается.
Родичи видели, что я несчастлив, и пытались меня мотивировать. «Вот представь, ты вырос, оказался в приятной компании. Вы общаетесь, а тут фортепиано. Ты садишься, берешь первые ноты, играешь Шопена. Все слушают и восхищаются», — говорил дедушка. Я тогда запоем читал исторические романы и представлял почему-то гостиную XIX века, а я такой офицер в парадном белом кителе. Зажигаются свечи, все просят меня сыграть, я отставляю бокал вина, грациозно опускаюсь на табурет, руки взлетают над клавишами… Нет, так себе мотивация.
Но я упорный. Промучился три года. И бросил, только когда почувствовал, что еще одна минута занятий музыкой — и все, выносите. Родичи вздохнули и согласились, что насиловать себя не стоит. Кому нужна музыка, которую ненавидишь? Я закрыл крышку фортепиано и никогда об этом не жалел.
Я знаю тех, кто закрыл крышку гораздо позже. Да вы их сами знаете! Они окончили школу и никогда больше не подошли к инструменту. Один из моих знакомых долго учился на музыканта, стал им, а потом нашел себя в столярке, делает дорогую и красивую мебель.
И зачем над собой издеваться? Разве что ты ленивый школьник, и родители не оставили надежду сделать из тебя человека и научить-таки считать дискриминант. Но что если ты взрослый? Вот ты не хочешь учиться. Или не хочешь работать. Или не хочешь еще что-то там делать. У тебя нет ни внутренней потребности, ни интереса, ни давящих внешних обстоятельств. Ты не умираешь с голоду. Просто не хочешь. Тебе это не важно. Блин, не мучай себя!
«Делаю бизнес, мне нужна мотивация! Найму-ка я себе советника!» «Мог бы зарабатывать побольше, но надо подтянуть английский. Не могу найти мотивацию!» «Хочу сделать новый продукт, но не хватает мотивации довести до ума идею. Мотивируйте меня!» Это нормально. Просто ты выбрал не свое дело. Не то, которое тебе нужно. Было бы то, ты бы не смог им не заниматься. ты бы думал о нем. Ты бы жить без него не мог. А тут результат тебя не заводит, не влечет, не манит. Забить себя мотиватором до смерти? Вот еще.
Если тебе постоянно нужен особенный мотиватор для дела, лучше его просто бросить.